«Сбербанк» через компанию «Цифровые активы» приобрел у белорусской «Кейджи Импэкс» 100% ООО «Ё-инжиниринг», которое ранее занималось разработкой «Ё-мобиля». Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные системы «СПАРК-Интерфакс». В «Сбербанке» подтвердили закрытие сделки, но не стали раскрывать ее сумму.
В «Сбере» добавили, что наработки и команда приобретенной компании будут использоваться для развития направлений Sber Automotive Technologies («СберАвтоТех»), разработки платформы для автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.
Напомним, подразделение «СберАвтоТех» было создано в апреле 2020 года. За несколько месяцев работы инженеры создали первую серию собственных беспилотных автомобилей на базе Kia Ceed. В декабре прошлого года беспилотники начали тестировать в Москве. При этом в начале февраля стало известно, что разработка систем автопилота для транспорта больше не является приоритетной задачей для компании Cognitive Pilot (CП «Сбербанка» и Cognitive Technologies, созданное в 2019 году). Решение заморозить этот проект в компании объяснили отсутствием в России и других странах законов и подзаконных актов, регламентирующих движение беспилотных машин по дорогам общего пользования.
Компания «Ё-инжиниринг» в 2010-х занималась НИОКР для российского проекта гибридного автомобиля «Ё-мобиль». С тех пор она владеет патентами на силовой агрегат и суперконденсатор. Владельцем «Кейджи Импэкс», которой принадлежала «Ё-инжиниринг», называли Андрея Гинзбурга, который возглавлял «Ё-Авто» и был главным конструктором «Ё-мобиля». О компетенциях «Ё-инжиниринг» в сфере беспилотных технологий никогда не упоминалось. Связаться с Гинзбургом для получения комментариев журналистам не удалось.
Проект по созданию «Ё-мобиля» в 2010 году анонсировал российский бизнесмен Михаил Прохоров. Сроки его реализации не раз срывались, а весной 2014 года принадлежащая Прохорову группа ОНЭКСИМ отказалась от проекта. Основную часть документации по «Ё-мобилю» за 1 евро тогда получил НАМИ. Всего в рамках проекта выпустили четыре экземпляра ё-Crossback. Три автомобиля получили Владимир Жириновский, Михаил Прохоров, и неназванный покупатель, а последняя машина осталась у «Ё-инжиниринг».
По мнению собеседников «Коммерсанта», покупка компании связана с тем, что «Сбер» хочет иметь команду опытных автоинженеров, а ее сейчас сложно найти на рынке. При этом аналитики не видят прямой связи между компетенциями по электромобильности и беспилотниками.
По словам Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, «Сбер» активно развивает логистические направления, а беспилотники представляют собой «перспективное в долгосрочном плане решение логистических задач, особенно в грузоперевозках». Бабанский напомнил, что у «Кейджи Импэкс» был проект электрического «каблучка» по типу Peugeot Partner, в основе которого лежала идея, что электротранспорт при нынешней стоимости батарей должен быть только коммерческим.