Алюминиевый кузов, гидропневмоподвеска и 300 сил: обзор БТР-Д завода Б-Армс

Обычно характеристики из заголовка (алюминиевый кузов, «гидропневма» с регулируемым клиренсом и мощный дизель) – это что-то из области немецкого или английского внедорожного премиума. То ли очередной Х5, то ли Range Rover… Так, но в этот раз запаха премиальности не будет. Будет запах солярки и отечественной военной техники, потому что всё это – старый БТР-Д. Правда, немного доведённый до ума подмосковным заводом «Б-Армс».

Взрослые игрушки ​

Всё началось с того, что завод периодически нуждался в серьёзных внедорожниках типа ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал и чего-то подобного. Про БТР-Д тоже думали (он отлично бы подошёл на роль «машины апокалипсиса» – гусеничный, лёгкий, проходимый, ещё и плавает), но целенаправленно не искали. Да и найти такой сложно: в продаже их было замечено две-три штуки. Правда, попадались БМД, но они не подходили по некоторым параметрам. Отмечу в скобках, что главный недостаток БМД-1, который не устраивал руководителя завода, в своё время не устроил и военных, попросивших сделать немного другую машину. Этой другой машиной и стал БТР-Д. 

Итак, особой настойчивости в поисках не проявляли, и кто его знает, что было бы с мечтой дальше, если бы не помог случай. В «парке» человека, у которого как-то покупали ЗИЛ-131, увидели этот БТР-Д. И продавец сам предложил его забрать вместе с ЗИЛом. Ну, если звёзды так сошлись, то почему бы и не забрать? И БТР-Д поехал в Истру.

Внешне машина выглядела прилично, но максимализм специалистов «Б-Армс» не позволил им спокойно заменить жидкости, сесть на броню и укатить на рыбалку. Само собой, захотелось всё привести в идеальное состояние.

Не скажу, что заводчане перекроили всю машину, как это было в своё время сделано с Уралом или БРДМ-2. Тут они смогли остановиться вовремя, и БТР-Д получил только хорошее восстановление с минимальными изменениями. Частично заменили подвеску (некоторые элементы были заклинившими), коробку передач, провели ревизию гидравлики. Ну а уж если залезли глубоко внутрь машины (многие работы можно провести только со снятым двигателем), то заодно махнули и мотор. Слава богу, без фанатизма: вместо УТД-20 на 240 л.с. поставили модификацию этого же УТД-20, но на 300 л.с. 

Пришлось поработать с кузовом, у которого были некоторые недостатки, и вишенка на бронированном торте – новые удобные сиденья. Пожалуй, только они выбиваются из образа стокового БТР-Д. Всё остальное – капитально отремонтированное и приведённое в порядок родное железо. 

Была ещё идея заменить стоковый предпусковой подогреватель, но руки пока до него не дошли. Не дошли руки и до отдельного отопителя салона, и это немного жаль, потому что зимой в этой милитаристской железяке весьма прохладно. В будущем, вероятно, всё это в БТР-Д всё же будет установлено, но сегодня у нас есть возможность увидеть и покататься на практически стоковом и очень редком БТР-Д. Мы это обязательно сделаем, а сейчас пока вспомним, откуда он взялся, чего от него хотели десантники и зачем его броню делали из алюминия.

Больше и легче

История БТР-Д началась с другой машины – с боевой машины десанта БМД-1. По сути, БТР-Д – это слегка изменённый БМД-1, поэтому историю нашего героя начнём именно с машины десанта.

Как только в СССР появились воздушно-десантные войска, возникла необходимость быстро доставлять их в любое место для наведения соответствующего порядка. Причём доставлять не только людей, но и технику.

Самолёт сажать можно не везде (особенно транспортный типа АН-8 или АН-12), поэтому хотелось получить что-то такое, что можно было бы десантировать с помощью парашютов. При этом – что-то более-менее защищённое, вооружённое, проходимое и плавающее. На роль десантируемых машин существовавшие на тот момент всякие ГАЗ-69 или ГАЗ-66 не годились, нужна была принципиально новая машина. Что-то типа сухопутного БМП-1, но круче – легче и быстрее. Такую машину хотел получить сам командующий ВДВ Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Филиппович Маргелов, а это имя всегда имело большой вес. И поэтому в 1965-м году в  конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода начали разрабатывать новую машину для десанта.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *