Без подушек безопасности, ABS и на Евро-2: как работает отечественный автопром под санкциями

Мы уже рассказывали о том, насколько с конца февраля выросли цены на новые автомобили и насколько дороже стало обходиться обслуживание машин. Тон эти материалы задают грустноватый, так что давайте попробуем порадоваться тому, как отечественные автопроизводители учатся жить в новых условиях. Учатся они, как показывает практика, по-разному: кто-то чуть лучше, кто-то похуже. Но стараются все изо всех сил. Правда, комментировать ситуацию бренды не спешат: пока нет ясности в том, как будет перестраиваться бизнес в ближайшие недели и месяцы. Поэтому нам остается держать руку на пульсе и следить за скудными официальными заявлениями, выстраивая из них общую картину происходящего. Давайте накрошим салат из пресс-релизов и подадим его под соусом умеренного оптимизма. А прежде, чем переходить к конкретным производителям, напомню, что не во всех нынешних сложностях виноваты санкции. Ещё задолго до них наш (да и мировой) автопром начал страдать от недостатка микрочипов. Эпоху дефицита новых автомобилей мы увидели намного раньше санкций, так что о причинах происходящего говорить не будем – они многочисленны. Итак, только факты.

Группа АВТОВАЗ

Начнём с нашего легкового флагмана – с ВАЗа. Не секрет, что ВАЗ входит в альянс Renault-Nissan (Renault принадлежит 67,61% акций ВАЗа), поэтому очень многое в его политике зависит от поведения руководства Renault. А в альянсе пока однозначной позиции не выработано: вроде и уходить с нашего рынка большого желания нет, но и оставаться как-то немного страшно. Кроме того, именно ВАЗ страдал от недостатка чипов больше других отечественных производителей – как-никак его продукция сложнее, чем намного более отечественные УАЗы-«буханки». 

На сегодня ВАЗ ищет не только способы как-то обойтись без некоторых комплектующих, но и возможность не оставить без работы огромный – 40 800 человек – коллектив компании. Для этого с 4 апреля заводы в Тольятти и Ижевске приостановили работу, а их сотрудники отправились в единый корпоративный отпуск, который обычно организовывался летом. Напомню, что в Ижевске выпускают Lada Vesta, в Тольятти – остальные ВАЗы, Renault Logan и Renault Sandero. Соответственно, эти машины сейчас пока не производят. Ждём 24 апреля – конца корпоративного отпуска.

Однако это не значит, что там совсем всё плохо. Несмотря на приостановку выпуска автомобилей, в отпуск не ушли те, кто занимается обслуживанием и ремонтом оборудования, что было принято и раньше. И, конечно же, не покладая рук работают сотрудники инжинирингового центра АВТОВАЗа и финансисты. Первые заняты новыми проектами, вторые – поиском поставщиков.

К концу отпуска (к 25 апреля) должен быть готов хотя бы минимальный запас комплектующих для возобновления работы заводов. Правда, на ВАЗе рассчитывают не только на появление деталей, но и на появление других условий для продолжения работы. Например, перехода на более простые модификации или отказ от максимально большого количества иностранных комплектующих. Если говорить цитатами из официального пресс-релиза, то «ведется активная работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями», а кроме того, «компания также готовит специальные версии некоторых моделей LADA, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих». О каких комплектующих идет речь, официально не известно, но, по предварительным данным, в их число могут попасть системы ABS и ESP, а также подушки безопасности.

Упростить машины – шаг не очень приятный, но, к сожалению, необходимый. В одиночку этого делать нельзя: у нас действует регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а в нём указано, что с 2016 года на наших машинах обязательно должна быть ABS, а с 2017 – ещё и ESP. Убрать их безболезненно можно только с Гранты и Нивы, а на более сложные автомобили проще найти комплектующие, которые скромно называют «серый импорт». В любом случае, регламент Минпромторга «О безопасности колёсных транспортных средств, выпускаемых в особый период» может разрешить выпуск автомобилей без ABS и ESP, которые, к слову, поставляла компания Bosch. А продажи новых машин без ЭРА-ГЛОНАСС у нас разрешили вообще до 2023 года. Правда, эксплуатировать машины без ABS и ESP можно только в России, так что об их экспорте можно забыть.

Вероятно, к лету мы такие «упрощённые» автомобили и увидим. Пока же ждём возобновления работы заводов в в Тольятти и Ижевске в конце апреля.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *