Бензин рекордно подешевел в опте: почему же цены на АЗС не падают и вряд ли упадут

Биржевая стоимость топлива опустилась до рекордно низких значений. Сейчас АЗС покупают его дешево, но в розницу торгуют по прежним ценам. По мнению экспертов, более-менее заметное снижение если и последует, то с временны́м лагом. Однако подешевения может и вовсе не быть, и на то есть немало причин.

Что происходит на рынке?​

Май и начало июня на российском топливном рынке всегда были периодом пикового спроса – в этот период стартовал сезон отпусков и посевная кампания, совпадающие со снижением объемов производства бензина из-за плановых ремонтов на НПЗ. Как следствие, отмечался заметный рост цен.  Однако на этой неделе цена тонны бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составляла около 37 тысяч рублей, а на торгах в среду ушла ниже отметки в 36,8 тысячи. Аналогичная ситуация и с другими видами моторного топлива.

Архив данных на сайте биржи показывает, что это одни из самых низких показателей за последние шесть лет. С начала года цена снизилась почти на 30%, а по сравнению с последним пиком в сентябре 2021-го коррекция приближается к 40%. 

Почему дешевеет бензин на бирже?​

Причина происходящего – естественно, события на Украине. Санкции ЕС и США против России привели к резкому сокращению экспорта, иностранные партнеры перестали закупать российскую нефть и продукты ее переработки. По «разрешенным» направлениям внешних поставок нефтяникам сейчас работать тоже не слишком интересно, так как значительно укрепившийся рубль (тоже, к слову, показавший рекорд нескольких последних лет) снижает итоговый объем выручки.

Соответственно, на внутреннем рынке остается топлива больше, чем обычно. И по законам экономики при избытке предложения начинают снижаться цены. Текущие биржевые котировки отражают, насколько много бензина скопилось в России по сравнению с обычной ситуацией. В прежние времена нефтяные компании варьировали объемы продаж внутри страны и на экспортных направлениях. Теперь же последние для них в значительной степени перекрыты, и влиять на цену снижением объемов предложения не получается. Снизить добычу – радикальный шаг, означающий прямые убытки, поэтому пока он всерьез не рассматривается.

Фото: Zbinek Burival
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *