Китайцы в топ-15, кризис премиума и серый импорт: что происходит с авторынком в 1 полугодии

Первая половина прошлого года принесла автомобильному рынку ожидаемый прирост: после ковидной весны в 2020, когда автосалоны были закрыты, легко было прогнозировать положительную динамику. Нынешнее первое полугодие разделилось на «до» и «после». Полноценные продажи шли лишь в январе-феврале, а уже в начале марта начались заморозки бизнеса, остановки продаж и даже первые уходы с российского рынка – например, страну досрочно покинула Honda. Давайте взглянем на итоги продаж в первом полугодии и выявим ключевые особенности рынка в новой реальности.

Обычно мы анализируем структуру продаж, опираясь на два статистических документа: отчет АЕБ, который отражает число автомобилей, которые отгружены брендами дилерам, и отчет Автостата по регистрациям в ГИБДД, который показывает более реальную картину происходящего. Это позволяет в том числе отследить расхождения между «желаемыми» и фактическими объемами продаж. Однако в нынешних условиях анализировать больше нечего: большинство брендов прекратило локальное производство и импортные поставки машин, так что нет никакого смысла в попытках сопоставления цифр.

В марте рынок рухнул, так что подводить итоги полугодия впору не в сравнении с прошлым годом, а сравнивая первый квартал, когда продажи как-то шли, со вторым, чтобы понять, кто еще продает машины в текущих условиях. Если разделить 1 полугодие на первый и второй квартал, то во втором квартале было продано лишь 25% от общего объема за полгода – то есть, продажи во втором квартале упали втрое, до 88 тысяч штук против 264 тысяч в первом. Ну а еще, глядя на сплошную красноту в таблицах, можно попытаться оценить, кто просел меньше других и извлек условную выгоду из ситуации. Хотя здесь ответ будет предсказуем: это китайские бренды и Lada. Впрочем, давайте пойдем по порядку.

Премиум-сегмент

Обычно премиум-сегмент даже в кризисные годы оставался более стабильным и менее подверженным общим веяниям. Однако в этот раз все иначе: ведь в середине марта Евросоюз и США запретили импорт в Россию дорогих автомобилей, а в конце марта аналогичный запрет ввела Япония. В условиях отсутствия поставок поддерживать продажи оказалось попросту нечем: складские запасы у премиальных брендов не очень велики, (хотя фотографии складских парковок Mercedes-Benz производят впечатление). Поэтому у большинства люксовых марок продажи во втором квартале упали даже сильнее, чем в три раза, как в среднем по рынку.

Например, Mercedes-Benz во втором квартале реализовал лишь 18% от общего объема за полугодие, BMW – 17%, а Lexus и вовсе 10% – то есть, продажи у японцев во втором квартале рухнули в 10 раз, до 229 автомобилей. Объясняется это все тем же малым запасом машин: ведь тот же Lexus в реальности продал даже больше, чем заявлено в статистике АЕБ. В отчете значатся 1783 автомобиля, а на учет встали 2363 – то есть, на треть больше, но почти все эти машины 2021 года выпуска. То есть, налицо распродажа складских запасов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *