Известно, что в основе практически всех переднеприводных автомобилей ВАЗ лежит старая добрая платформа проекта «Гамма», которая создавалась специально для ВАЗ-2108. Впоследствии её использовали и при создании «десятки», и Калины, и, разумеется, более поздних Приоры и Гранты. Лишь Vesta стала первой машиной на новой платформе с некоторыми техническими реверансами в сторону «реношной» В0. Однако задолго до Весты на ВАЗе была предпринята смелая и в чём-то даже отчаянная попытка создать новую собственную платформу, причем для автомобиля более высокого класса, чем «восьмерка». Первый автомобиль получил имя собственное – Силуэт, ну а широкую известность «большая Лада» получила под названием Проект С – и это была разработка не просто новой машины, а основы для целого семейства автомобилей сразу двух классов – В и С.
Начало: ты из какого класса?
Дело было не только в том, что в момент выхода ВАЗ-2108 советский Спутник был полноценным представителем так называемого гольф-класса, к которому относились как сам Volkswagen Golf II, так и Opel Kadett, Ford Escort и многие другие хэтчбеки С-класса.
Однако за два десятилетия автомобили увеличились в линейных размерах настолько, что переднеприводные ВАЗы уже соответствовали не С-классу, а вписывались в В-класс, то есть в негласной табели о рангах неформально, но фактически опустились на ступеньку ниже. Именно поэтому Лада Калина хоть по габаритам и объему двигателя относилась к тому же классу, что и ВАЗ-2108 (малый), однако по внутриотраслевой нормали ОН 025270-66 с учётом первой цифры в присваиваемом НАМИ индексе (1) официально уже стала относиться к более низкому особо малому классу, в котором до того времени числились куда более компактные, чем вазовские машины, украинская Таврия (1102) и отечественная Ока (1111)
На ВАЗе поначалу и вовсе замахнулись на более высокий класс D, начав работу над прототипом под обозначением ВАЗ-3116 еще в эпоху «красного директора» Владимира Каданникова.
Впрочем, в процессе разработки амбиции и аппетиты быстро поумерили, «ужав» макетный образец до так называемого класса C-high, к которому на тот момент относилась такая машина, как Volkswagen Bora, к примеру, или её наследница Jetta MK V.
Макет под красивым называнием Силуэт и «свободным» на тот момент заводским индексом 2116 продемонстрировали публике на Московском автосалоне в 2004 году.
Силуэт: нащупывание концепции
«Тот» ВАЗ-2116 был, по сути, поисковым проектом, благодаря которому в Тольятти должны были получить ответы на вопрос, какой же должна быть Лада двухтысячных годов.