Заградительные ввозные пошлины: когда они появились, как развивались и нужны ли они сейчас

Ввозные таможенные пошлины на автомобили давно и неизменно вызывают споры, эмоции и недовольства. Одни негодуют из-за невозможности дешево ввезти дешевую машину, другие возмущенно парируют развитием внутреннего производства и повышением локализации, а третьи тихо расстраиваются из-за стоимости ввоза редкого пожилого эксклюзива, который внутри страны просто не найти. Сегодня мы вспомним, как вообще в России появились ввозные пошлины, когда они стали заградительными и почему экономическая интеграция не смогла их снизить, а в конце зададимся простым вопросом: оправданы ли они до сих пор в текущих условиях?

Начало: от Жигулей – к иномаркам

Автомобили, причем необязательно иностранного производства, хлынули к нам нескончаемым потоком, как только рухнул «железный занавес». Так, в 1993 году доля автомобилей среди всего импорта достигала 10% – серьёзная цифра!

И государство очень быстро смекнуло, что на этом можно неплохо заработать. Вдобавок нешуточно заволновались руководители и владельцы автозаводов, ведь новеньким Жигулям, Самарам и Волгам приходилось конкурировать с подержанными иномарками. И зачастую потребитель делал выбор в сторону пусть и не нового, но куда более современного и хорошо оснащенного автомобиля иностранного производства.

Скажите откровенно, выбирая между новыми Самарой, Волгой, УАЗом и подержанными «бочкой», «сто двадцать четвёртым» и «Паджеро» соответственно тогда, 25 лет назад, вы бы отдали предпочтение отечественной технике?

А коли так, то отечественного производителя взялись защищать с помощью пошлин. Принятое в декабре 1993 года постановление Правительства РФ №1322 позволяло гражданам РФ беспошлинно ввозить одно транспортное средство при условии, что в течение года ввозится только один автомобиль, а в следующие два года он не будет продан или подарен. Если же ввозилась «иномарка», то при превышении объема двигателя в 1800 кубических сантиметров нужно было платить по 5 ЭКЮ за каждый «кубик». ЭКЮ – это условная денежная единица между европейскими странами при внешнеторговых операциях, и тогда её можно было условно приравнивать к одному доллару США. А это значит, что при ввозе какого-нибудь нового Opel Vectra A с двухлитровым мотором за «растаможку» нужно было отдать фантастическую сумму – 10 тысяч долларов! Понятно, что 20-25 лет назад это подавалось именно как наполнение госбюджета и «спасение утопающих», но другие бенефициары «автомобильного лобби» тоже были понятны.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *