За 500: вспоминаем все попытки создать народный российский автомобиль

Так называемый «народный автомобиль» – это вечная тема мирового автопрома ХХ века. Ford T, Volkswagen Beetle, Citroёn 2CV, Renault 4, Fiat 500 – как говорится, имя им легион. У нас на роль «народного», как ни странно, в своё время претендовала настоящая «иномарка» – Fiat-124, ставший в ходе «русификации» нашим ВАЗ-2101. Жигули разных моделей, выпускавшиеся впоследствии миллионами экземпляров, стали для советских (впоследствии – и российских) граждан тем самым входным билетом в мир собственного относительно доступного транспортного средства. Недавно в медиапространстве прозвучало заявление от партийного лидера о необходимости создать российский «народный автомобиль», который бы отвечал современным требованиям по безопасности и комфорту, но стоил при этом не более 500 тысяч рублей. Чтобы понять, сколько в этом предложении реализма, мы вспомним подобные российские проекты прошлых десятилетий.

Начало: Ока, Елабуга и не только (ЕлАЗ-1121)

Появившаяся в середине восьмидесятых на страницах советских журналов Ока могла и не могла претендовать на роль народного автомобиля одновременно. С одной стороны, её отличала крайне привлекательная цена в 3500 рублей (на уровне Запорожца!), то есть ровно вдвое дешевле привычных Жигулей, компактность и потенциальная экономичность благодаря двухцилиндровому 650-кубовому двигателю. С другой – её во всех смыслах было «маловато» – в первую очередьччисто технически, по мотору. Во-вторую – спрос на подобную машинку специалисты оценивали в 300 000 штук ежегодно, в то время как ВАЗ, СеАЗ и КамАЗ вместе взятые могли осилить примерно 50 000 экземпляров. А это для СССР была капля в море.

Выход был найден: в 1988 году на специальном заседании научно-технического совета Минсельхозмаша СССР приняли решение о том, что строившийся к тому моменту уже четыре года тракторный завод КамТЗ в Елабуге станет автозаводом по выпуску Оки, причем не простой, а модернизированной. В дальней перспективе там же должны были заняться проектом 1112 – этакого «автомобиля будущего», однако начаться история ЕлАЗа должна была с Оки, которая в Тольятти получила обозначение ХМ-1121.

«За Рулем» тут же взялся активно освещать тему модернизации Оки и её выпуска в Елабуге
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *