Что же будет с Родиной и с нами: автомобильный рынок в 1 квартале 2022 года

Два месяца назад, 24 февраля 2022 года, началась специальная военная операция, и эта дата обозначила начало серьезных изменений в жизни людей и бизнеса. Каких же изменений можно ожидать на автомобильном рынке, который и до этого сотрясали то последствия ковидных локдаунов, то кризис электронных компонентов? Для того, чтобы оценить изменения на рынке в феврале-марте, давайте взглянем на подробную статистику продаж новых автомобилей, причем максимально объективную.

Мы уже не раз рассказывали о том, почему отличаются данные об объемах продаж, получаемые от агентства АЕБ, от данных агентства Автостат. АЕБ опирается на цифры отгрузки автомобилей от производителей дилерам, а Автостат – на цифры регистрации новых автомобилей, уже купленных конечным потребителем, и вторые более точно отражают реальную рыночную ситуацию. Но перед тем как перейти к конкретным цифрам, стоит сделать еще одну оговорку. Показатели продаж в последние год-полтора и так не блистали объективностью, поскольку зависели не только от реального спроса, но и от возможностей производства разных брендов в условиях дефицита микрочипов. Сейчас же почти все эти плюсы и минусы фактически существуют в отрыве от реального мира: спрос оказывает не такое значительное влияние на продажи, как сокращения производств, разница в логистических и производственных процессах, объемы складских запасов, санкционная политика и так далее. Поэтому при изучении цифр стоит держать в уме, что условное падение на 50% не означает, как прежде, снижения интереса к бренду или автомобилю вдвое, а является результатом условий, в которых оказался бренд, и его ответа на эти условия. Ну а теперь давайте взглянем, остались ли на рынке те, кто смог извлечь пользу из кризиса.

Для начала сравним итоги первых кварталов 2021 и 2022 года, и эти итоги внушают что угодно, кроме радости и хороших ожиданий: по сравнению с тремя первыми месяцами прошлого года общий объем регистраций в 2022 году уменьшился на 24,7%. Это много, очень много. И дело не только в начавшейся в феврале СВО и последовавших за этим событиях. Уже в январе нынешнего года было зарегистрировано на 12,2% меньше автомобилей, чем в январе 2021.

Однако эти процессы по-разному затронули и разные сегменты рынка, и отдельные марки. Снижение квартальных продаж и в массовом (то есть среднем и бюджетном), и в премиальном сегментах оказалось примерно одинаковым – на 28,2% и 28,8% соответственно, а вот продажи автомобилей китайских марок выросли на 42,2% ! Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет: основные марки из Поднебесной, такие как Haval, Chery (вместе с суббрендом Exceed) и Geely пополнили свою линейку новыми и интересными моделями, активно строили дилерскую сеть, а их салоны не так активно занимались раскруткой покупателей на установку опций за немыслимые деньги. В итоге продажи Haval в I квартале выросли (по сравнению с тем же периодом прошлого года) на 57,5%, Chery – на 49,1%, а Geely – на 42,9%.

Серьезно прибавил и GAC: у этой марки рост продаж составил 84,4% (правда, в этом случае абсолютные объемы пока что невысоки и измеряются десятками, а не тысячами в месяц). Впрочем, «поймать волну» смогли далеко не все китайские бренды. Так, продажи автомобилей Changan снизились на 20,6%, FAW – на 40,2%, JAC – на 42,3%, а такие марки, как Brilliance и Foton, и вовсе исчезли с российского автомобильного горизонта. Впрочем, абсолютные цифры продаж этих брендов оставались невысокими, так что они не сделали погоду в «командном зачете». 

Небезынтересна и ситуация в бюджетном и среднем ценовом сегменте. Здесь тоже есть марки, которые сумели противостоять общим тенденциям и несколько нарастить продажи. Так, вполне серьезный рост (на 31,7%) отмечен для автомобилей Chevrolet, причем как за счет «настоящих» (таких, как Tahoe и Trailblazer), так и за счет узбекских Cobalt и Nexia. Абсолютные цифры продаж, правда, огромными не назовешь, но факт остается фактом. Не менее интересно и то, что все марки Stellantis (Peugeot, Citroen и Opel) также закончили 1 квартал в «зеленой зоне», то есть с ростом по отношению к тому же периоду прошлого года (31,7%, 73,4%, и 6,2% соответственно), хотя 1351 проданный за квартал Citroen, 412 Peugeot и 79 Opel вряд ли могут поразить воображение.

Другое дело – Mitsubishi, единственная японская марка этого сегмента, закончившая квартал в плюсе. Прямо скажем, 6549 зарегистрированных машин этой марки и прирост на 23,6% (напоминаю, мы постоянно сравниваем с первым кварталом прошлого года) выглядят очень неплохо. А ведь в линейке Mitsubishi не случилось никаких откровений, и на рынке присутствовали все те же старые знакомые – ASX, Outlander и Pajero Sport плюс Eclipse Cross и пикап L200, которые также нельзя назвать новинками. Еще один сюрприз преподнесла официально уходящая с рынка Honda. В 1 квартале прошлого года было зарегистрировано 306 автомобилей этой марки, а в первом квартале текущего – 311! Да, рост всего на 1,6%, но все-таки рост…

А вот для всех остальных марок сегмента итоги первого квартала оказались весьма неутешительными. Что уж может быть утешительного в падении продаж, которое выражается во вполне ощутимых цифрах? И чем более массовым может быть назван тот или иной бренд, тем более чувствительным оказывается снижение объемов. Для  Subaru падение на 42,2% означает снижение объема квартальных продаж на 667 единиц и соответствующий масштаб финансовых потерь, а вот для марки Lada  снижение на 38,2% соответствует 32 429 автомобилям, которые так и не были приобретены. Естественно, это не означает, что эти 30 тысяч машин пылятся где-то на забитых складах – скорее всего, они просто так и не были выпущены, но сути дела это не меняет… 

Очень сильно просели квартальные продажи у Volkswagen (на 40,3%) и Skoda (36,8%). Ощутимо пострадали корейские марки: Hyundai – минус 23,2%, Kia – минус 28,6% (правда, объем квартальных продаж этих марок продолжает измеряться десятками тысяч). Mazda – минус 30,5%, Suzuki – минус 30,3%. На этом фоне итоги квартальных продаж таких марок, как Nissan, Toyota и Renault (снижение на 17,9%, 16,9% и 15,4% соответственно) можно считать своего рода успехом, а уж результат УАЗа, квартальные продажи которого снизились по сравнению с прошлым годом всего на 2,9%, и вовсе можно назвать маленьким экономическим чудом. Действительно, кризис – не кризис, а ульяновцы стабильно продают свою тысячу (плюс-минус полторы сотни) машин в месяц. 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *