Больше значит лучше: тест-драйв трёхосного ЗИС-6

Мы в своё время уже рассказывали, каково это – ездить на обычном ЗИС-5 и чем интересен трёхосный ГАЗ-ААА. А вот на трёхосном ЗИС-6 пока ездить не доводилось. Что ж, надо попробовать. Помнится, и «Захар», и трёхосная «полуторка» в своё время оставили от поездок незабываемые впечатления. Думаю, ЗИС-6 тоже не подведёт.

Не всё сразу

Напомню, что трёхосный ГАЗ-ААА вставал на конвейер довольно долго и мучительно. С момента, когда военные заявили заводу в Горьком, что они им всю душу вынут, но заставят сделать трёхосную машину, до начала выпуска этих машин прошло почти семь лет. Основная сложность была именно с редукторами мостов. На ГАЗе тогда очень хотели окончательно перейти на коническую передачу, но быстро сделать такую передачу для задней тележки новой машины было невозможно. Поэтому военным предложили использовать на трёхосном грузовике червячную передачу Timken. Люди в погонах этим решением были недовольны: им хотелось унификации с простым ГАЗ-АА, так что они настаивали на конической передаче на всех ГАЗах. На заводе вздохнули и сделали два образца машин: НАЗ-НАТИ-30 с червячной передачей и НАЗ-НАТИ-30К с конической. И военные всё-таки выбрали машину с червячной передачей. Почему так получилось? Потому что их любимую коническую передачу от Ford Timken пришлось так сильно переделывать, что унификации с ГАЗ-АА всё равно не получалось, а червячная передача оказалась проще и надёжнее. Оно бы всё ничего, но возились с этими коническо-червячными плясками несколько лет. А вот на ЗИСе такого не было: трёхосный ЗИС-6 начали выпускать в 1934 году, на следующий же год после начала производства двухосного ЗИС-5. Откуда такая скорость?

Тут придётся вспомнить, откуда вообще взялся ЗИС-5. Началось всё в 1916-м году со строительства завода АМО, на котором на первом этапе собирали грузовики FIAT 15 Ter. Потом были грузовики АМО-Ф-15 (модернизированный Фиат), АМО-2 (собранные американские AutoCar Dispatch SA) и АМО-3 (модернизированный американский AutoCar-SA). Когда в 1933-м году завод переименовали из АМО в ЗИС, АМО-3 стал называться ЗИС-3, а проектируемый на базе АМО-3 следующий грузовик АМО-5 стал называться ЗИС-5. И вот тут, если взять лопату и немного покопать, можно найти зарытую собаку: ещё АМО-3 планировали сделать в трёхосной версии, которую называли сначала АМО-6, а затем – ЗИС-6. То есть, к моменту запуска в производства ЗИС-5 его трёхосная версия была уже практически готова, и её не пришлось разрабатывать после начала производства двухосной версии, как это было с ГАЗ-АА. Поэтому начать серийный выпуск этих машин получилось быстрее, но не проще: на ЗИСе тоже пришлось серьёзно поработать над изменением конструкции базовой машины. И в первую очередь, конечно, над теми же редукторами.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *